33Подарка - интернет-портал Каталог
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
      на главную написать письмо версия для печати карта сайта
      Искать

      Суббота
      предыдущий месяцДекабрьследующий месяц
      27
      пн вт ср чт пт сб вс
      1234567
      891011121314
      15161718192021
      22232425262728
      293031

      3 декабря — Всемирный день инвалидов

      За последние 30 лет мировое сообщество  выработало критерии, посредством которых оценивается политика государств в отношении инвалидов. Формально российская политика отвечает этим критериям в полной мере.

      Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов. Как мы уже отмечали, сформулирована принципиальная цель государственной политики - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

      Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов. Россия сочетает общее и специальное законодательство. Притом общее законодательство не только не дискриминирует инвалидов, но и, пожалуй, в некоторых отношениях скорее страдает излишней мягкостью

      Координация национальной политики в отношении инвалидов. В России основной координирующий орган - это Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. У него совещательный статус, но тем не менее его решения обязательны для всех участников. Другой институцией, координирующей оперативные усилия различных министерств, ведомств, общественных организаций, служит Межведомственная комиссия по реабилитации инвалидов.

      Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов. В целом в России разработана законодательная основа и институциональная база для апелляций. Инвалид имеет право на специальную помощь для реализации своих прав в суде. Как в крупных, так и в небольших городах человеку обеспечена возможность отстаивать свои права, хотя говорить о равнодоступности системы судебной и административной ответственности для всех вряд ли приходится. Так, права инвалида зачастую труднореализуемы из-за нелегкого положения его самого и его семьи, особенно когда речь идет об инвалидах с тяжелыми формами заболеваний, то есть первой группы, которых в России примерно 10 проц. от их общей численности. В частности, помещения судов и административных учреждений не приспособлены для нужд инвалидов с ограничениями в передвижении и поэтому порой для них недоступны. Кроме того, инвалиды недостаточно информированы о своих правах.

      Наличие неправительственных организаций инвалидов. В России общественные организации инвалидов имеют многолетнюю историю. Их представители входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную заместителю председателя правительства, в которой обсуждаются ключевые проблемы в этой области. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвуют в законотворческом процессе. Из всех норм, предусмотренных и российским законодательством, и международной практикой, формирование неправительственных организаций инвалидов получило самое полное, иногда даже гипертрофированное развитие.

      Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав. Наиболее распространенный способ поддержки инвалидов на рынке труда, в том числе и в России, - это квотирование рабочих мест; приспособление рабочих мест под специфические потребности инвалидов; финансовые льготы работодателям, нанимающим инвалидов; субсидии инвалидам, организующим свой малый бизнес; помощь в трудоустройстве.

      Система льгот и компенсаций для инвалидов. В том, что касается законодательно установленного перечня предоставляемых инвалидам пособий, льгот, компенсаций, Россию следует отнести к странам, тщательно учитывающим потребности инвалидов. В этой сфере Россия имеет давние традиции, что нашло отражение в сложной системе льгот и компенсаций для различных категорий инвалидов, а также в механизме доведения льгот до индивида. На фоне других стран государственные стандарты в социальном обеспечении инвалидов в России выглядят вполне впечатляюще.

      Доступность для инвалида физической среды. Поскольку в течение долгого времени социальная политика была направлена на создание инвалидам условий в тех местах, где они компактно проживают, учатся и работают, она не предусматривала строительства для них инфраструктуры за пределами мест их концентрации. Вообще-то, изоляция инвалидов имеет для общества некоторые экономические преимущества: дешевле создать специальные условия в одном месте, нежели преобразовывать всю среду в соответствии с нуждами инвалидов. Тем не менее в настоящее время разработана федеральная целевая программа "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" со следующими основными задачами: внесение научно обоснованных дополнений в строительные нормы и правила; создание системы стандартов, устанавливающих требования доступности для инвалидов средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи, информатики, вспомогательного оборудования; практическое внедрение научно-технических разработок.

      Доступность для инвалида информационной среды. В России реализуется ряд специальных проектов, делающих доступными для инвалидов средства массовой информации: практикуется сурдоперевод в программах телевидения; выпускается литература с использованием шрифта Брайля или на аудиокассетах; выходят информационно-публицистические журналы, записанные на звуковую ленту или набранные шрифтом Брайля; публикуются издания с крупным шрифтом. Все это характеризует Россию как страну с высокой обеспеченностью инвалидов информацией и большими возможностями для их самообразования.

      Таким образом, российское социальное законодательство в отношении инвалидов максимально приближено к мировым стандартам и в наибольшей степени соответствует идеалам социального государства. Можно сказать, что в этом смысле оно превосходит любую другую область социального законодательства.

      И все же наблюдается принципиальное различие между Россией и остальным миром в векторах социальной политики. Для большинства стран социальные и экономические гарантии представляют бульшую проблему, чем политические права.  "В целом правительства добились больших успехов в принятии законов, гарантирующих гражданские и политические права, нежели в принятии законов, гарантирующих права социальные и экономические". Если многие страны движутся от признания гражданских и политических прав инвалидов к формированию их социальной и экономической независимости, то Россия - так уж сложилось исторически - проделывает обратный путь: от принятия полной государственной ответственности за социальное и экономическое обеспечение инвалидов к признанию их политически и граждански полноправными членами общества.

      Авторы: Татьяна Малева, Сергей Васин, «Российская социальная политика в координатах международного права».

      Источник: www.carnegie.ru  

       

      Все праздники 3 декабря
      Поддержка и продвижение сайта