10 сентября День основания Национальной Ассамблеи Афганистана (1964г.)
Афганистан — страну, находящуюся на древнем «Шелковом пути», — плотным кольцом окружают государства Ближнего Востока, Средней Азии и Индийского субконтинента. Такое стратегическое положение привело к тому, что за Афганистан сражались испокон веков — несмотря на то, сколь неровна и неприветлива его земля.
Афганистан оказался в самом эпицентре так называемой «великой игры» XIX века — борьбы за сферы влияния между имперской Россией и индийским форпостом Британской империи.
Афганистан также стал ключевой ареной «холодной войны», после того как тысячи советских солдат были посланы на его территорию в 1979 году, чтобы уберечь от падения местный прокоммунистический режим. Это привело к серьезному противостоянию, в которое оказались вовлечены США и соседи Афганистана.
После вывода советских войск заинтересованность внешнего мира постепенно сошла на нет, а затяжная гражданская война внутри страны продолжилась.
Появление движения Талибан, первоначально объединявшего главным образом мусульманских схоластов, привнесло элемент хоть и ограниченной, но все же стабильности, после почти двух десятилетий борьбы. Однако их радикальное толкование Ислама вызвало повсеместную критику.
Их нравы...
Своеобразный уклад жизни афганского народа регулируется мусульманской религией, нормами шариата, а также, особенно в семейном быту, обычным правом «адат» (кодекс чести и достоинства афганца). В нём отражены нормы и правила поведения, семейно-бытовые отношения, оговариваются условия применение кровной мести, компенсация за убийство, определяются обряды.
Каждый афганец, каким бы бедным он ни был, рассматривает гостеприимство как дело своей чести, репутации и национальной гордости. Гостя всегда приветствуют словами: «Как ваше здоровье?», «Добро пожаловать!», «Да не знайте усталости», и предложат выпить чаю. Гостю предоставят самое лучшее место за столом или на ковре и самую лучшую пищу. Правила хорошего тона и афганский национальный этикет требует от гостя, как бы он ни был сыт, отведать угощения и дать ему высокую оценку.
Отличительная черта афганцев, нашедшая своё отражение в обычае «бадал хистал» (компенсация) заключается в их нетерпимости к обиде и оскорблению. Они стремятся любой ценой отомстить обидчику, «компенсировать» ущерб нанесённый их собственности или чести. Афганец не прощает и не забывает обиду, более того, он предпочитает «око за око, зуб за зуб, кровь за кровь». До сих пор в Афганистане на этой почве имеют место межплеменные трения, вражда, кровная месть, а иногда и вооруженные столкновения. У некоторых афганских племён, особенно на юге, западе, юго-западе и востоке страны, принято на основе обычая «компенсация» с целью прекращения кровопролития и кровной мести отдавать родственникам убитого одну или нескольких девушек-невест. Такая компенсация за убитого носит название «плата за мир».
Обычай «бадал хистал» имеет и другую сферу применения. Он требует от всех на добро отвечать добром. Афганец считает поведение человека презренным и низким, когда тот не платит взаимностью за оказанную ему услугу, помощь, угощение.
В обычном праве афганцев предусмотрены различные меры наказания за супружескую неверность, за оскорбление чести и достоинства женщины, нарушение принятых семейных устоев. В случае измены жены, муж, руководствуясь афганским кодексом чести, убивает обоих виновных. При этом, если факт измены будет доказан, он не несёт никакой ответственности за совершённое убийство.
Если жена, будучи уличена в неверности, убежит от мужа к своим родственникам, которые встанут на её защиту и откажутся выдать её мужу, то по афганскому обычаю они рассматриваются, как преступники и к ним может применено наказание убийством.
Афганские обычаи не рекомендуют вдове выходить замуж второй раз, если у неё имеется хотя бы один ребёнок. В случаи бездетности или другой причины она может стать женой только одного из близких родственников своего прежнего мужа: брата, двоюродного брата и т.п. Однако если таковых не окажется, то для неё находят мужа в своём же племени.
Афганцы с большим уважением и почитанием относятся к старшим в семье и к убеленным сединами старикам. Седобородый всегда был и остаётся у них синонимом мудрости и богатого жизненного опыта. К советам стариков прислушиваются и поступают в соответствии с их мнением и желанием, хотя часто их слово и не отвечает новым требованиям жизни.
Если отец в результате своей старости и немощи не может приносить пользу семье, он и тогда пользуется уважением и заботой своих сынов и дочерей. Его дети и внуки, как правило, делают всё, что в их силах, чтобы старый человек ни в чём не нуждался и ни на что не жаловался. Проклятие старого отца или матери считается у афганцев самым тяжёлым наказанием.
Афганцы обращают большое внимание на хорошие манеры. Они исключительно пунктуальны в манерах, приветствуя друг друга, хотя это зависит главным образом от социального происхождения человека, которого приветствуют. Рукопожатия, дружеские приветствия и поцелуи в щёки считаются у них обязательными при встречах друзей и родственников. Когда встречают старшего по возрасту и положению, то скрестив руки на груди, делают небольшой поклон в его сторону, а затем целуют ему руки. Эта манера приветствия распространена в сельской местности. Таким образом, молодые люди здороваются со своими родителями и учителями. Среди образованных и городских слоёв населения всё большее распространение получают европейские манеры рукопожатия.
У афганцев не принято подавать руку женщине. Считается даже неприличным обращаться с вопросом к незнакомой женщине, говорить с ней. И, наоборот, не допускается, чтобы женщина заводила разговор с незнакомым мужчиной.
Следует иметь в виду, что вопросы взаимоотношений с афганцами, их женщинами являются довольно щепетильными. Нельзя спрашивать у афганца имени его жены или дочери, справляться об их здоровье. При гостях обычно хозяйка дома не появляется, и нельзя спрашивать, почему её нет. Если семья интеллигентная и хозяйка появляется при гостях, здороваться следует, не подавая руки (они редко сами подают руку). Целовать хозяйку при встрече или прощании совершенно чуждо для афганцев.
Дерзким и оскорбительным расценивается поступок незнакомца, если он предложит женщине помощь при выходе из общественного транспорта. В Афганистане женщины выходят и входят только через переднюю дверь городского транспорта, а мужчины входят через заднюю и выходят через переднюю дверь.
Считается нарушением правил хорошего тона, если мужчина обращается к женщине по имени. При обращении друг с другом афганцы употребляют слова «саиб» (господин) и «товарищ», иногда добавляя к ним «дорогой», «мой дорогой» и «уважаемый».
По афганским нормам женщина должна быть скромной, застенчивой, робкой и благопристойной, не смеяться и не говорить громко. Процентное соотношение мужчин и женщин в стране примерно 52 : 48. Меньшая доля женщин объясняется их более высокой смертностью из-за плохих социально-бытовых условий.
Одежда афганцев различается в зависимости от района проживания, принадлежности к тому или иному племени Афганистана. Чаще всего мужской костюм состоит из рубахи (камис), широких штанов (партуг) и безрукавки (садрый). Головной убор афганца — это тюбетейка или войлочный колпак (нуристанка) и чалма. Состоятельные горожане и интеллигенция носят европейский костюм и небольшую каракулевую шапочку (папаха). Одежда женщин состоит из длинной рубахи и доходящих до щиколотки штанов. Для улицы одевается закрытое платье с вышивкой или несколько юбок. Голову повязывают платком или накидывают тонкое покрывало (чадру). На ногах и у мужчин, и у женщин — сандалии традиционного или более современного образца, чаще всего на босу ногу. У женщин обычны украшения: ушные и носовые серьги, кольца, браслеты, бусы, мониста.
В современном Афганистане официальным государственным календарём является календарь солнечной хиджры. Кроме него используется лунная хиджра и григорианское (европейское) летоисчисление. Счёт солнечной хиджры ведётся от 16 июля 622 года, когда пророк Мухаммед, по преданию, переселился из Мекки в Медину. Новый год у афганцев начинается с 21 марта по солнечной хиджре. По материалам: afghanistan.ru, w3.vitebsk.by
|