33Подарка - интернет-портал Каталог
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
      на главную написать письмо версия для печати карта сайта
      Искать

      Среда
      предыдущий месяцДекабрьследующий месяц
      18
      пн вт ср чт пт сб вс
      1
      2345678
      9101112131415
      16171819202122
      23242526272829
      3031

      3 декабря — Всемирный день инвалидов

      За последние 30 лет мировое сообщество  выработало критерии, посредством которых оценивается политика государств в отношении инвалидов. Формально российская политика отвечает этим критериям в полной мере.

      Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов. Как мы уже отмечали, сформулирована принципиальная цель государственной политики - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

      Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов. Россия сочетает общее и специальное законодательство. Притом общее законодательство не только не дискриминирует инвалидов, но и, пожалуй, в некоторых отношениях скорее страдает излишней мягкостью

      Координация национальной политики в отношении инвалидов. В России основной координирующий орган - это Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. У него совещательный статус, но тем не менее его решения обязательны для всех участников. Другой институцией, координирующей оперативные усилия различных министерств, ведомств, общественных организаций, служит Межведомственная комиссия по реабилитации инвалидов.

      Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов. В целом в России разработана законодательная основа и институциональная база для апелляций. Инвалид имеет право на специальную помощь для реализации своих прав в суде. Как в крупных, так и в небольших городах человеку обеспечена возможность отстаивать свои права, хотя говорить о равнодоступности системы судебной и административной ответственности для всех вряд ли приходится. Так, права инвалида зачастую труднореализуемы из-за нелегкого положения его самого и его семьи, особенно когда речь идет об инвалидах с тяжелыми формами заболеваний, то есть первой группы, которых в России примерно 10 проц. от их общей численности. В частности, помещения судов и административных учреждений не приспособлены для нужд инвалидов с ограничениями в передвижении и поэтому порой для них недоступны. Кроме того, инвалиды недостаточно информированы о своих правах.

      Наличие неправительственных организаций инвалидов. В России общественные организации инвалидов имеют многолетнюю историю. Их представители входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную заместителю председателя правительства, в которой обсуждаются ключевые проблемы в этой области. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвуют в законотворческом процессе. Из всех норм, предусмотренных и российским законодательством, и международной практикой, формирование неправительственных организаций инвалидов получило самое полное, иногда даже гипертрофированное развитие.

      Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав. Наиболее распространенный способ поддержки инвалидов на рынке труда, в том числе и в России, - это квотирование рабочих мест; приспособление рабочих мест под специфические потребности инвалидов; финансовые льготы работодателям, нанимающим инвалидов; субсидии инвалидам, организующим свой малый бизнес; помощь в трудоустройстве.

      Система льгот и компенсаций для инвалидов. В том, что касается законодательно установленного перечня предоставляемых инвалидам пособий, льгот, компенсаций, Россию следует отнести к странам, тщательно учитывающим потребности инвалидов. В этой сфере Россия имеет давние традиции, что нашло отражение в сложной системе льгот и компенсаций для различных категорий инвалидов, а также в механизме доведения льгот до индивида. На фоне других стран государственные стандарты в социальном обеспечении инвалидов в России выглядят вполне впечатляюще.

      Доступность для инвалида физической среды. Поскольку в течение долгого времени социальная политика была направлена на создание инвалидам условий в тех местах, где они компактно проживают, учатся и работают, она не предусматривала строительства для них инфраструктуры за пределами мест их концентрации. Вообще-то, изоляция инвалидов имеет для общества некоторые экономические преимущества: дешевле создать специальные условия в одном месте, нежели преобразовывать всю среду в соответствии с нуждами инвалидов. Тем не менее в настоящее время разработана федеральная целевая программа "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" со следующими основными задачами: внесение научно обоснованных дополнений в строительные нормы и правила; создание системы стандартов, устанавливающих требования доступности для инвалидов средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи, информатики, вспомогательного оборудования; практическое внедрение научно-технических разработок.

      Доступность для инвалида информационной среды. В России реализуется ряд специальных проектов, делающих доступными для инвалидов средства массовой информации: практикуется сурдоперевод в программах телевидения; выпускается литература с использованием шрифта Брайля или на аудиокассетах; выходят информационно-публицистические журналы, записанные на звуковую ленту или набранные шрифтом Брайля; публикуются издания с крупным шрифтом. Все это характеризует Россию как страну с высокой обеспеченностью инвалидов информацией и большими возможностями для их самообразования.

      Таким образом, российское социальное законодательство в отношении инвалидов максимально приближено к мировым стандартам и в наибольшей степени соответствует идеалам социального государства. Можно сказать, что в этом смысле оно превосходит любую другую область социального законодательства.

      И все же наблюдается принципиальное различие между Россией и остальным миром в векторах социальной политики. Для большинства стран социальные и экономические гарантии представляют бульшую проблему, чем политические права.  "В целом правительства добились больших успехов в принятии законов, гарантирующих гражданские и политические права, нежели в принятии законов, гарантирующих права социальные и экономические". Если многие страны движутся от признания гражданских и политических прав инвалидов к формированию их социальной и экономической независимости, то Россия - так уж сложилось исторически - проделывает обратный путь: от принятия полной государственной ответственности за социальное и экономическое обеспечение инвалидов к признанию их политически и граждански полноправными членами общества.

      Авторы: Татьяна Малева, Сергей Васин, «Российская социальная политика в координатах международного права».

      Источник: www.carnegie.ru  

       

      Все праздники 3 декабря
      Поддержка и продвижение сайта